Этой зимой работники дорожного хозяйства, наверное, самая упоминаемая профессия. Природа щедро отсыпает нам снега и справляться с ним в городе – задача дорожных служб. Люди ждут, когда их дворы станут чистыми, чтобы можно было и по тротуару спокойно пройти, и по дороге проехать. И тут, конечно, зачастую не обходится без объективных жалоб и недовольства… А как в этой ситуации приходится самим дорожникам, как работается им там, на передовой «снежного фронта»?
Корреспондент «Маяка» встретился с руководителями и рядовыми сотрудниками дорожных организаций, чтобы обсудить снежную зиму, объем выполняемой работы, проблемы, с которыми они ежедневно сталкиваются.
Михаил Храбров – представитель производственного предприятия «Меркурий» курирует вопрос организации уборки снега. В зону ответственности предприятия входит улично-дорожная сеть и дворовые территории от трассы М-7 «Волга» в границах улиц Ступишина, Парковой, поселок Приволжский и старая часть Кстова, а также пешеходные зоны на проспекте Победы, на улице Котовского в старом Кстове и другие.
«По мере выпадения осадков организуем работу по обработке и уборке проезжей части, сметанию выпавшего снега. А также планомерно осуществляем уборку дворовых территорий, уборку вдоль бортовых каменей», — рассказывает Михаил Храбров.
Ежедневно он организует работу дворников и механизаторов, определяя приоритетные участки, решая рабочие вопросы. Работа хлопотная, включенность в процесс – стопроцентная.
«Я в этой «каше» варюсь с 2008 года, раньше был в теме со стороны администрации, работая в отделе дорог, поэтому всё это знаю. Я понимаю людей, которые хотят, чтобы везде было убрано и чисто, но многие из них не понимают всей проблематики зимних температурных перепадов. А для нас это — рабочие моменты, которые устраняются ежедневно. Да, есть трудности, которые возникают как в любом другом деле, но мы их решаем. Да, иногда кошки на душе скребут, что кто-то не видит усилий, которые прикладываются к тому, чтобы работа была выполнена», — говорит руководитель.
В период больших снегопадов смена механизатора снегоуборочной техники, например, длится не 8 часов, а 13-14 часов с небольшими перерывами на то, чтобы люди имели возможность перекусить. Накапливается и физическая, и моральная усталость, а ведь дома у всех семьи, где переживают и ждут.
Спрашиваю, бывало ли такое, чтобы люди увольнялись, не выдержав напряженного труда?
«Дорожные рабочие зачастую люди опытные, работают давно, работу свою знают и к условиям труда более привычны. Коллектив механизаторов у нас тоже давно сложился, работают не первый год и всё знают. Когда приходит кто-то новый, сталкивается с определенными трудностями, но мы помогаем влиться в коллектив», — рассказывает Михаил.
Дорожники в один голос говорят, что нынешняя зима особенно снежная, ликвидировать последствия снегопадов тяжело, потому что снег буквально не дает передышки. Но есть приоритетные объекты, которые должны быть приведены в нормативное состояние в первую очередь.
«В первую очередь мы чистим центральную улицу — улицу 40 лет Октября, проспект Победы, улицы — Зеленую, Сутырина, Театральную, Чванова. Чтобы жители могли выйти на автобусную остановку по очищенному тротуару, сесть в автобус, доехать до работы, школы… А дворы, получается, мы чистим в последнюю очередь, и автомобилистам это усложняет жизнь. Как бы мы не хотели и не старались убирать дворовые территории, но первостепенно все-таки очищаем категорийные дороги. Работает порядка 45 единиц техники. Я считаю, что это нормальное количество. Пескосоляной смеси тоже заготовлено достаточно», — присоединяется к разговору директор МКУ «Кстовские дороги КМР» Дмитрий Галкин.
Но сегодня дорожников беспокоит не столько объем работы, сколько условия, в которых приходится выполнять первоочередные задачи. И самое важное сейчас – это наладить диалог с жителями, найти взаимопонимание. Речь идет об автомобилях, которые стоят во дворах и существенно затрудняют ситуацию по очистке дворов. Автомобилистов понять можно: иногда машину просто некуда переставить – все вокруг завалено снегом. Получается замкнутый круг – чтобы освободить парковку, нужно как-то прочистить себе дорогу… А у дорожников своя правда – заблаговременно выставляются аншлаги об уборке, техника с самого утра приезжает во двор и…не может полноценно убрать его из-за брошенных машин.
«Зачастую автолюбители не понимают, что работает крупногабаритная техника и ей нелегко двигаться в стесненных условиях. Это сильно тормозит работу: если бы технику убирали заранее, не было бы брошенных транспортных средств, то в 10-часовую смену рабочую смену получалось бы убирать не у 4-5 домов, как сейчас, а захватывалось бы большее количество территорий», — уверен Михаил Храбров.
Представитель другого подрядчика — ИП Кузнецов А.Н. Светлана Буреева рассказывает, что ежедневно они принимают сотни звонков от жителей города Кстова по поводу уборки снега, в самые обильные снегопады доходило и до 250 звонков в сутки. В зону обслуживания организации входят улично-дорожная сеть и дворовые территории улиц Полевой, Герцена, 40 лет Октября, Магистральной, Зелёной и других, а также пешеходные зоны – бульвар Нефтепереработчиков, площадь Мира, площадь Ленина и другие.
«У нас не было ни одного выходного, работаем ежедневно — день, ночь – зависит от погодных условий. Работаю много лет на содержании города и района, сталкиваюсь с этими проблемами ежедневно. В нашей работе остаются те, кто спокойно выслушивает негативные комментарии и продолжает делать свое дело. Строить общую картину о работе исходя из критики – неправильно. Помимо критики ведь есть люди, которые потом говорят спасибо за то, что сделано», — говорит представитель подрядной организации. В качестве положительного примера приводит два адреса – 2 микрорайон д.15 и Кстовская д.11. Здесь к приходу уборочной техники обычно вывезены все автомобили, поэтому уборка двора занимает минут 30-40.
Свои нюансы есть и при очистке дворов частного сектора: вынесенные за территорию участка колодцы выгребных ям, деревья и кустарники и даже клумбы в шинах – все это, установленное и посаженное не на месте (зачастую и без законных оснований), затрудняет работу уборочной техники, а то и приводит к ее поломке.
Разговор с дорожниками получился длинным и обстоятельным, и его итогом стало понимание, что здесь нет равнодушных – каждый стремится сделать свою работу хорошо, а это, наверное, самое главное. Как говорится, делай, что должен, и будь, что будет.
В любой сезон, при практически любом температурном режиме дорожники работают на улице, мерзнут, устают. И в наших силах поддержать их: где-то вовремя убрать машину, где-то искренне поблагодарить за чистый двор как лично, так и в соцсетях. Да и просто не стоит забывать, что эти люди тоже живут в нашем городе, а значит, как и все остальные заинтересованы в том, чтобы ходить и ездить в Кстове было бы комфортно.
Андрей и Василий, рабочие по благоустройству
«Мы всю жизнь работаем в это сфере – обслуживали территорию промышленного предприятия. В наши обязанности летом входит, например, покос травы, а зимой, конечно, уборка снега. Рабочие инструменты сейчас – это лопаты, и скребки. Закончили на одном месте убирать, пошли на другой объект. Обычно нам с утра поставили задачу, мы идем ее выполнять. Рабочий день длится с 7 до 4, но бывает и в 4 утра выходим — всё зависит от погодных условий. Семьи привыкли, работа есть работа, зима есть зима, куда деваться. Люди хвалят, вот посмотрите, тротуар чистый, подход к остановке чистый — это и есть наша работа».
Михаил Тарасов, дворник
«У каждого свой участок. Вот у меня улицы Нижегородская и Парковая. Сегодня, например, одну улицу убираю, завтра – иду на другую, убираем тротуары, парковки остановки, собираем мусор с детской площадки. Работа хлопотная, но надо и ее кому-то выполнять».
Храбров – у нас большая территория под частным сектором. Приволжский. Строе Кстово. Улично-дорожная сеть, есть резерв у автомобильных дорог, куда в зимний период можно окучить, расширить, столкнуть снежные массы. Потому что жители зачастую недовольны да именно сужением проезжей части. Сейч срасширили, машина и пешеход не может разойтись , так узко. Летом ходят по газону. По старому кстову вынесено много выгребных ям за террриторию домовладения, многие благоустроили ограждение из труб, колес, это тоже мешает. А как мы можем сделать шире если мы свернем трубы….В этом плане тяжело,да. Вал не нравится, берут вал – сваливают снег на проезжую часть, из-за этого получается колейность, каша. Частный сектор