В свете «Маяка» В центре внимания

«Подружитесь со своими детьми!»

Такой совет всем родителям дает заместитель начальника Отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних – начальник отделения по делам несовершеннолетних Отдела МВД России «Кстовский» подполковник полиции Наталья Мартын. Мы побеседовали о роли родителей в воспитании детей, становлении их личности и умении адаптироваться в обществе. Кроме этого, Наталья Александровна прокомментировала актуальные сейчас темы агрессии в школьной среде и вопросы безопасности несовершеннолетних в преддверии новогодних каникул. Подробнее об этом – в нашем интервью.

   – Наталья Александровна, что бы Вы, с учетом Вашего опыта работы с несовершеннолетними, посоветовали родителям в воспитании детей?
   – Я всегда отвожу родителям главную роль в воспитании, и об этом неоднократно говорила. Воспитание – это как айсберг. Школа, друзья, кружки – маленькая верхушка айсберга, а всё, что скрыто «под водой», огромная глыба, – семья, то, что родители дали ребенку.
Модель отношений мамы и папы в семье – модель, по которой девочка и мальчик будут выстраивать отношения в своих семьях. Но мало быть примером, многие вещи нужно подробно проговаривать, объяснять, рассказывать. Например, про алкоголь, что пить из бутылки на лавочке около подъезда не только запрещено законом, но и неприлично, и означает лишь ровным счетом, что ты не только не уважаешь общество, в котором живешь, но в первую очередь самого себя. Нужно уметь вовремя сказать своему окружению: «Нет, я этого делать не буду».
   – Тут еще надо воспитать в ребенке эту силу сказать нет…
   – Да, конечно, поэтому я и говорю, что стержень, вот этот лом внутри, как я его называю, который дает тебе уверенность в правильности своих действий, – это тоже закладывается в семье. Не пойти «на слабо», не бояться отказать… Это родители должны объяснить, нужно найти время для настоящих разговоров.
    А нам некогда, нам очень часто некогда. Мы вечером приходим домой после работы уставшие – ужин, заботы… И обычный вопрос такого вечера: «Как дела в школе?», в ответ на который дети говорят: «Нормально» или «Хорошо».
   Этот ответ подразумевает, что нет двоек, а на самом деле у них проходит целая жизнь без нас, и для них всё важно, поэтому – подружитесь со своими детьми! Найдите время для важных разговоров!
    – Наталья Александровна, хотелось бы еще затронуть вопрос агрессии к учителям. В последнее время сразу несколько таких резонансных случаев отмечено в Нижегородской области. Почему такое происходит? Дети устали от морализаторства, учителя не могут найти с ними общий язык?
    – Я бы в этих ситуациях не ставила штампов и не делала поспешных выводов, что такие конфликты приобретают массовый характер. Нет! Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Иногда бывает, что подобные ситуации возникают, когда достигнута точка кипения.    Не стоит забывать и про сложности подросткового периода. У ребенка формируется психика, происходят серьезные физиологические изменения, а школа требует своего, и она не будет обращать внимание на то, что у кого-то переходный возраст – есть определенная дисциплина, стандарты, которым все должны соответствовать. Это и провоцирует конфликты.
    Нельзя говорить, что все дети не уважают учителей в школе, нет, это неправда. Это единичные случаи, поэтому давайте смотреть на них так. Но, конечно, нужно стараться общаться с учеником на равных и с пониманием. Разрыв поколений может быть очень серьезным, у зрелых учителей иногда не хватает демократичности в общении с учениками, а у молодых учителей нет опыта… Но дети всё равно остаются детьми, об этом забывать не надо!
   – А школьный буллинг детей по отношению друг к другу имеет место? В Вашей практике были такие случаи?
    – Начнем с того, что мне не нравится само это слово иностранного происхождения…
  – Хорошо, травля?
   – Нет, не травля, а отсутствие толерантности у детей друг к другу. И данный вопрос не скажу чтобы сложный, скорее, он объемный.
В последнее время стало очевидно, что у семей разные финансовые возможности, но при этом дети совершенно не зациклены на вещах и брендах, им все равно, какой свитер на тебе, фирменный он или не фирменный. То есть травли за то, что ты плохо одет, – такого нет. Но при этом мы говорим о том, что у них есть такое – задеть, обидеть, самоутвердиться за счет другого.
  Родители обращаются с жалобой, начинаешь разбираться детально, и получается, что чаще всего нет психологической устойчивости у того ребенка, которого задевают. Почему? Родители вместо того, чтобы дать ребенку эту силу противостоять, не заострять, суметь решить конфликт, начинают, наоборот, усиливать это противостояние.
   – Может, это отголоски травмирующих событий в детстве самих родителей? И следствие чрезмерной включенности в жизнь детей?
   – Гиперопека имеет место, неадекватность восприятия со стороны родителей. Когда к нам поступают обращения, разбираем каждый случай, и я не вижу травли в том самом негативном понимании. Дети очень терпимо относятся друг к другу. Зачастую на обострение конфликта идут именно родители.
   – И мы опять возвращаемся к тому, что всё идет из семьи…
   – Абсолютно верно. Я хотела бы обратиться ко всем родителям: не надо залюбливать детей и растить ребенка в розовых очках. Нужно учить договариваться, мирно решать конфликты – пригодится в дальнейшей жизни. Только вы знаете индивидуальные особенности вашего ребенка, и только вы можете научить его справляться с этим.
  – Наталья Александровна, приближаются зимние каникулы. Какие правила соблюдаем в новогоднюю ночь, и на чем Вы хотели бы сделать акцент в этот период?
   – В первую очередь, конечно, на безопасности детей. Если в школьный период дети заняты: уроки, секции, кружки, то в каникулы у них много свободного времени, и этот досуг зачастую не контролируется взрослыми.
   В особой группе риска сегодня те, кому 16-17 лет. Многие подростки в новогодние каникулы проводят время с друзьями на улице, и в одной компании могут оказаться дети, уже достигшие 18‑летнего возраста, и несовершеннолетние.
  В связи с этим хочется напомнить совершеннолетним подросткам, что они несут ответственность за своих несовершеннолетних друзей. В случае вовлечения несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.10 Кодекса     Российской Федерации об административных правонарушениях.
   Комендантский час никто не отменял даже в новогоднюю ночь – дети без сопровождения взрослых после 22 часов не должны находиться на улице. Хотите идти на елку, идите, но только со взрослыми. Советую родителям обязательно провести с ребенком беседу по поводу выхода на лед. Катайтесь на санках и коньках, но в оборудованных для этого местах. Не просто запретите, а объясните, что у нас Волга, течение и так далее.
   Проговорите, где можно кататься с гор, объясните, почему опасно скатываться с куч снега, которые собраны вблизи проезжей части.
    Отдельная тема – петарды. Поговорите о том, что нельзя бросать их в людей, в капюшоны к одноклассникам – человек может получить травмы, сильно испугаться.
   Родители, взрослым детям 16–18 лет обязательно скажите, чтобы у них во время прогулок в Нижнем Новгороде всегда с собой была копия паспорта и телефон доступен для связи. Объясните, что он вам дорог, важен; поэтому, пожалуйста, отвечай на звонки и сообщай, где ты, – вот с такого ракурса нужно заходить, а не с темы контроля.
   Проговорите инструкции поведения: например, что надо вызывать такси, если опоздал на последний автобус, и уж точно не идти пешком… Каждый отец и каждая мать должны ежедневно говорить своим детям, что они важны, нужны, дороги.
 Спросите ребенка, чем он интересуется, что ему нравится, пусть он расскажет вам о своих обидах, печалях и радостях. Сходите с ним в кино, обсудите фильмы… Любите своих детей, выслушивайте их и прислушивайтесь к их желаниям, настроениям, разговаривайте с ними чаще!

Наталья МЕЩАНИНОВА
Наталья ЛАРШИНА, Отдел МВД России «Кстовский»