В центре внимания

Ко дню образования Кстовского района «Маяк» составляет карту его достопримечательностей

26 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской, стоявшей у истоков создания легендарной советской системы образования. Ее колоссальная работа по преобразованию народного просвещения началась еще в годы Гражданской войны и оставила свой след на Кстовской земле в селе Работки, где Надежда Константиновна посетила школу.
Педагог-революционер
Молодые годы Надежды Константиновны пришлись на непростую эпоху, когда в стране назревали крутые перемены общественного устройства. Возможно, именно поэтому Крупской суждено было совместить мирную профессию педагога с революционной деятельностью. В 1890 году, когда Надежде Константиновне было чуть больше двадцати, она, будучи слушательницей высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок. С 1861 по 1896 год, преподавая в Петербургской воскресной (!) вечерней школе, одновременно занималась революционной пропагандой. В этот период начинающая революционерка и познакомилась со своим будущим мужем, в то время молодым марксистом, Владимиром Ульяновым (Лениным). Вместе с ним она приняла участие в создании и работе Союза борьбы за освобождение рабочего класса, занимавшегося организацией стачек и распространением нелегальной литературы, за что и была арестована и после семимесячного заключения сослана в Уфимскую губернию. Находясь в ссылке, Надежда Константиновна в 1898 году обвенчалась с будущим вождем мирового пролетариата Владимиром Ильичом. Так была создана самая легендарная революционная семья в России, а возможно, и в мире. В том же году вместе с супругом она вступила в только что образованную Российскую социал-демократическую рабочую партию. Теперь, закаленная тюрьмой и ссылкой, Надежда Константиновна была готова бороться за свои идеалы с еще большей решимостью.
Позже, скрываясь от преследования властей в эмиграции, она была секретарем газеты «Искра» и одним из организаторов съезда РСДРП в Лондоне. В 1905 году Надежда Константиновна вместе со своим опальным супругом вернулись в охваченную первой революцией Россию, чтобы принять участие в тех небывалых для страны событиях. Однако первая русская революция была разгромлена, и Надежда Константиновна вновь вынуждена покинуть пределы родины. По многочисленным свидетельствам, Надежда Константиновна и Владимир Ильич жили в эмиграции достаточно скромно. Их жильем была совершенно невзрачная квартира с малым количеством мебели. Так было вовсе не из-за отсутствия денег. Одержимые идеей революции, супруги не уделяли внимания бытовым удобствам.
Под Парижем Надежда Константиновна преподавала в партийной школе, готовила революционеров, а кроме этого, участвовала в работе большевистских печатных органов и была личным секретарем своего супруга.
И вот настает судьбоносный 1917 год, когда знаменитому семейству выпадает шанс взять реванш у истории. Надежда Константиновна и Владимир Ильич возвращаются в Россию полные решимости устроить новую революцию. В октябре этого же года их мечта становится явью. Под руководством Ленина большевики захватывают власть. Теперь молодую советскую республику предстояло защитить от контрреволюционных сил. Борьба за идеалы Октября велась не только на полях брани начавшейся в стране гражданской войны, но и на образовательном фронте, в чем педагог Надежда Крупская приняла самое деятельное участие. Именно это и привело ее однажды на Кстовскую землю.

Первая остановка в Работках
В 1919 году Надежда Константиновна в составе агитационно-инструкторской группы отправляется по городам и весям приволжских и прикамских губерний укреплять советскую власть на местах. Выйдя из Нижнего Новгорода, перевозивший группу агитпароход «Красная звезда» сделал первую остановку в Работках. Столичную делегацию работкинцы встретили толпами, жадно расхватывая привезенные газеты и брошюры. О визите в село Надежда Константиновна упоминает в нескольких своих книгах. В Работках она уделила большое внимание деятельности местной библиотеки, а также посетила сельскую школу II ступени, где учились дети в возрасте от 14 д о 19 лет. На Крупскую произвел большое впечатление энтузиазм местных педагогов, проявлявших чудеса находчивости в тяжелых условиях гражданской войны. Особенно ее порадовал учитель-
естественник, на уроках которого ребята занимались с микроскопом, тогда как этого прибора не было даже в большинстве школ Москвы. Ученики же школы поразили ее своей любознательностью. «В 1919 году в одном из сел Нижегородской губернии, в селе Работки, мне пришлось наткнуться на такое явление. Учителя рассказали мне, что во II ступени они проходят политическую экономию и историю культуры, что ученики единогласно потребовали введения этих предметов в курс школы II тупени.
Откуда в волжском селе, в котором все население занимается исключительно волжскими промыслами да земледелием, у крестьянских подростков могло определиться такое и так определенно формулированное желание. Очевидно, интерес к политической экономии и истории культуры был занесен в Работки каким-нибудь рабочим, ходившим когда-то в кружок и объяснившим ребятам, что им надо знать», — с удивлением рассуждает Надежда Константиновна в своей книге «Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР».
Работкинская партийная ячейка в то время составляла всего шесть человек. Трудиться в тех условиях тогда еще неопытным работникам недавно образованных советских учреждений и органов власти было очень нелегко. Здесь все с нетерпением ждали ценных инструкций и указаний из Москвы. Так, Волостной отдел народного образования возглавлял совсем молодой парень, бывший актер. Ему Надежда Константиновна порекомендовала использовать помещение местного Народного дома для проведения лекций, а также консультаций по политическим и хозяйственным вопросам. Библиотекарю она рекомендовала уделить большее внимание формированию читательских вкусов.
Бывшее здание работкинской школы II ступени сохранилось до сих пор. В советские годы здесь долгое время располагалась начальная школа, пока в Работках не было построено новое образовательное учреждение. С тех пор здание стало приходить в упадок и сейчас предстает взору в непрезентабельном виде. Однако местные жители, особенно те, кто учился и работал в старой школе, надеются, что здание будет спасено. Ведь бывшая школа в работках, где побывала Надежда Константиновна, — один из трех объектов Кстовского района, внесенных в справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области».


Подготовил Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА
Коллаж газеты «Маяк»