В свете «Маяка»

Царица избы

Корреспонденты «Маяка» отыскали в Кстовском районе русскую печь  и узнали от печника со стажем об устройстве и особенностях царицы избы

Получив редакционное задание найти в Кстовском районе   русскую печь, я, городской житель в третьем поколении, что называется, загорелась этой идеей. Вмиг вспомнился сказочный Емеля, исповедующий философию «иного хлебом не корми, только с печи не гони», и захотелось узнать, за какие же такие заслуги наши предки почтительно именовали русскую печь кормилицей, матушкой и царицей избы. Поиски мои довольно нескоро увенчались успехом, что заставило усомниться в выполнимости задания, ведь в деревенских домах давно уже и готовят на газу, и обогреваются им. Но вот добрые люди подсказали: есть русская печка в деревне Лапшлей Чернухинского сельсовета. Туда я и отправилась в компании не только фотографа, но и главного редактора «Маяка», которая не меньше меня хотела посмотреть на настоящую русскую печь и поорудовать ухватом.

И кормит, и греет

Слышали ли вы выражение «танцевать от печки»? Возникло оно потому, что перед началом строительства избы русские люди перво-наперво определяли место расположения будущей печи — от этого и зависела планировка остальных помещений. «Отправным пунктом» при строительстве дома Нины Алексеевны Утовой в деревне Лапшлей также стала русская печка. «Строились мы с мужем в 1960-х, через семь годов после свадьбы, — поведала нам гостеприимная хозяйка, с любовью показывая свои владения. — Кирпич на печку возили из Мурашкина. Печником был местным житель Александр. Работу сделал на совесть: прошло уж почти шестьдесят лет, а на печи ни трещинки».

Выросшая в большой деревенской семье, Нина Алексеевна не понаслышке знает о том, какую роль играла печь в жизни русского человека, спасая его от голода и от холода. «Стряпали и себе, и скотине, — отправляя в горнило (иначе говоря, в топку) небольшую кастрюльку и демонстрируя мне, городской, как правильно держать ухват, рассказывала хозяйка. — Топили чаще черемушником, он хорошо жар держит. Наготовим на всю семью — и держим в печи, чтоб не остывало. Нынче топлю печь да готовлю в ней только  к приезду сына со снохой да внучки с мужем и правнуками. Варю кашу, рисовую вместе с пшенной — и вкусно, и сытно, и полезно… А как печка выручала зимой! Маленькой, бывало, приду домой, накатавшись на лыжах, вся в снегу — зуб на зуб не попадает, варежки мокрые… Сама — на печку, греться, а варежки — в печурку, сушиться».

Свободное место над горнилом предназначено для отдыха или сна и  издревле было самым теплым местом в деревенском доме, а в печурке — небольшой полости  в кирпичной кладке печи — сушили вещи (в некоторых печах имелись печурки для посуды). «Спать на печи я не особо любила, — вспоминая молодость, говорит Нина Алексеевна, — но, бывало, ложилась спину просушить после рабочего дня на ферме». Печное тепло считалось целебным: лечили и простудные заболевания, и боли в суставах и пояснице. Члены небольшой делегации «Маяка», наведавшейся в гости к Нине Алексеевне, на здоровье не жалуются, но случая посидеть на печи не упустили.

И свое не отжила

Однако, как гласит народная мудрость, Бог не пошлет калачи, если лежать на печи — и мне еще предстояло выяснить, действительно ли русская печь доживает свой век в старых деревенских домах  или отвоевала себе место и в современных коттеджах. Для этого я отправилась дальше — на поиски печных дел мастера, и познакомилась с членом Нижегородской гильдии печников и трубочистов Вадимом Николаевичем Бирюковым (на первом фото справа). «Как это русская печь отживает свое?! — слегка пожурил меня за подобное предположение печник с 23-летним стажем. — Отбоя нет от желающих иметь ее в своих домах, и это неудивительно. Многие выросли в деревне или гостили там у бабушек с дедушками и помнят неповторимый вкус еды из русской печи. А все потому, что еда эта приготовлена особым способом: продукты в русской печи не варятся, не жарятся, а томятся. Супы и бульоны навариваются практически без кипения, овощи и мясо тушатся почти без воды в собственном соку, а каши потихоньку млеют, вбирая в себя жидкость».

По словам Вадима Николаевича, размер горнила современных русских печей может отличаться от классического, ведь кому-то в этой печке поросенка томить для многолюдного застолья, а кому-то — готовить на семью из четырех человек. Со временем русская печь изменилась и конструктивно. Так, перетрубье (камера в передней части печи, в которой собирается дым, отдавая тепло в дом перед выводом в трубу) можно перенести назад, и сажа из него не будет сыпаться на шесток (площадку перед горнилом, на которой оставляют посуду с готовой пищей, вытащенную из топки). Следующее преобразование касается лежанки. Та, на которую взбирались мы в доме у Нины Алексеевны, располагается практически на высоте человеческого роста, сегодня же, как поведал мне Вадим Николаевич, лежанку делают на высоте табурета — потому что печники нашли способ опустить дымовые газы практически до самого пола. В результате и тепло, и не нужно взбираться по приставной лесенке.

Как хозяйка не могла не поинтересоваться у профессионала: как регулируется температура в русской печи и при какой пекут хлеб? Оказалось, что жар в топке варьируется в зависимости от количества дров (чем их больше — тем жарче) и породы древесины, что хлебы в печку нужно сажать, когда дрова прогорят и температура в горниле достигнет в среднем 220 градусов, а проверить готовность можно старым дедовским (или, вернее сказать, бабушкиным) способом — бросив щепотку муки на под (основание горнила). Если мука почернела — значит ставить хлеб еще рано, а если стала темно-коричневой — значит пора.

Вадим Николаевич рассказал, что на среднюю (так называемую пирожковую, не предназначенную для большой семьи) русскую печь уходит 900 кирпичей (без учета трубы), а один мастер в день может уложить в среднем 50. «Бывает, влёт дело идет, а случается, тянешь вверх эту печь, тянешь, а она никак, — признается печник. — Может, от хозяев или места это зависит?» Высшая похвала для мастера, по его словам, — услышать от людей о сложенной для них печи: «Как тут и была!» Это значит, что и со своим основным назначением — приготовлением пищи — печь справляется, и глаз хозяина радует, став, как в старину, сердцем дома.


Вероника ЦЫМБАЛОВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА

и предоставлено В. Н. БИРЮКОВЫМ

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *