В свете «Маяка»

Безопасность начинается с колес, или Хроники одного утра

Корреспондент  «Маяка» постигала тонкости ремонта колес в шиномонтаже

Морозное январское утро, рассвет только-только намечается. Зябко кутаясь в пуховик, бреду к своему автомобилю, который за ночь превратился в среднего размера сугроб. И тут замечаю новую напасть: левое переднее колесо спущено.  Делать нечего – подкачала, поехала по делам.  Однако на следующее утро ситуация повторилась. Знакомая картина, не правда ли, дорогие автомобилисты? Что же делать? Еду в шиномонтаж.

 

У входа в шиномонтаж меня встречает улыбчивый,  доброжелательный мастер – Сергей. Выслушав мою нехитрую печальную историю, он приступает к визуальному осмотру колеса, попутно объясняя мне, что прокол (мое первое предположение) – далеко не единственная причина, по которой может спускать колесо. Это может быть и деформация диска, и неисправность вентиля (он же золотник), и даже перепады температур.  Поэтому и окончательный диагноз после простого визуального осмотра грамотный мастер шиномонтажа ставить не будет. Однако и на этой стадии уже можно кое-что прояснить. Например, Сергей сразу обратил внимание на то, что вентиль на моем колесе уже «дышит на ладан» – весь потрескался.

Эх, все бы проблемы были такими! Ведь если дело только в вентиле – это минимальные затраты времени и денег. Но останавливаться на этом нецелесообразно – нужна полноценная диагностика, ибо совокупность неисправностей не исключена и даже вполне вероятна.

Для того чтобы поставить окончательный диагноз и начать «лечение» моего колеса, Сергей снимает  его и очищает от грязи. Что немаловажно, при снятии колеса откручивание (а впоследствии и закручивание) болтов мастер проводит вручную при помощи специального ключа. Он поясняет, что автоматический гайковерт – штука опасная, потому, что при наживлении болта (гайки) таким инструментом можно испортить резьбу или вообще сломать болт. К тому же при использовании такого гайковерта велика вероятность «недотянуть» болт, что на дороге может привести к очень страшным последствиям.

Очистка колеса от грязи – этап обязательный. Ни один уважающий себя мастер не будет работать с грязными колесами. Ведь именно чистота колеса — залог того, что диагностика, ремонт, а в дальнейшем и балансировка колеса будут сделаны максимально точно. После очистки  мастер более внимательно оценивает состояние шины, выявляет повреждения, а также осматривает диск. Здесь меня Сергей вновь «огорчил»:  диск «помят», надо править. Что ж, бывает со всеми. Почему? Да потому что наши дороги – это песня: «Нет ухаба, значит, будет яма…»

Захожу в святая святых – помещение, где, собственно, и производится ремонт и балансировка колеса. Конечно, стерильной чистоты здесь нет (шиномонтаж – это все-таки не больница), однако все довольно аккуратно, инструменты где попало не валяются – все на своих местах, есть даже зона отдыха для сотрудников.

Пока Сергей готовит колесо к демонтажу, разговариваем о тонкостях ремонта самой покрышки. Мне это сегодня не требуется, но любопытно же… По словам Сергея, ремонт шины – процесс, требующий строгого соблюдения технологических норм. Мастер отмечает, что некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что не важно, как и чем «затыкать дырку» – мол, воткну жгутик, сойдет. «А ведь это очень рискованно, — уверяет Сергей. – Нам регулярно приходится спасать резину после подобных «ремонтов». Поймите, жгут – мера временная, чтобы добраться до шиномонтажа, где вам капитально отремонтируют резину при помощи латки или пластыря. Если же вы ездите со жгутиками постоянно, то велика вероятность появления в этом месте грыжи, что потребует более дорогостоящего ремонта, а то и вовсе однажды шину может «прожевать», что приведет к замене как минимум двух покрышек, а на полноприводном автомобиле – всех четырех».

Демонтаж, а впоследствии и монтаж колеса проводится на специальном станке. Процесс несложный, но, по словам Сергея, здесь есть ряд тонкостей. Во-первых, перед демонтажем обязательно нужно выпустить весь воздух. Во-вторых, мастер должен полностью контролировать процесс. Если мастер невнимателен и не следит в достаточной мере за процессом разбортирования, вполне реально получить повреждения резины или диска, а в некоторых случаях из-за невнимательности мастера монтажка может сорваться и попасть кому-нибудь в лоб.

Вот тут, собственно, и начинается сам ремонт: правка диска и замена вентиля. Сергей поясняет, что иногда диск можно поправить и без демонтажа колеса, однако не в моем случае. Тем более что диски у меня старенькие, жить им осталось недолго, а посему обращаться с ними нужно бережно и аккуратно. Основная задача – восстановление геометрии диска — не так проста, как кажется на первый взгляд. И опять же, здесь абсолютно неуместен ремонт по типу «и так сойдет». Кривые диски влекут за собой повреждение сайлентблоков, стоек амортизаторов и ШРУСов. Поэтому Сергей работает долго, тщательно и на разговоры не отвлекается. Я даже начала немного скучать.

Когда правка диска завершена, вентиль заменен, колесо вновь надо смонтировать, накачать и все еще раз внимательно проверить. Кстати, процесс монтажа – дело ответственное. Даже небольшое отступление от технологических норм чревато последствиями.

Балансировка! Обязательная и очень важная процедура, причем балансировать надо как минимум два колеса. Начинающие автомобилисты заблуждаются, полагая, что достаточно один раз отбалансировать колеса, и можно ездить не задумываясь сколь угодно большое время. Ведь данная процедура необходима для устранения дисбаланса, который возникает по целому ряду причин (агрессивный стиль вождения, попадание в ямы, износ резины и т.д.). Так что балансировку нужно делать как минимум дважды в год, а лучше – после каждого попадания в яму или удара о бордюр. Как отмечает Сергей, балансировка не будет качественной, если балансировочный станок не будет проходить регулярную калибровку. А последствия дисбаланса колеса опытным автомобилистам известны: последующий внеплановый ремонт подвески, рулевых тяг и т.д.

Последний этап: установка отремонтированного колеса, проверка давления во всех четырех колесах, и по  необходимости – подкачка. Работа закончена, можно ехать.

Правильный выбор шиномонтажа — залог вашей безопасности и долговечности ваших колес. Попадете не в те руки, и это, скорее всего, приведет к существенному повышению ваших затрат на содержание автомобиля, а в отдельных случаях создаст реальную угрозу жизни водителя, пассажиров и других участников движения. В то время как ответственный и грамотный мастер существенно сэкономит вам время, нервы и деньги.


Елена СЕМИЧЕВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *