О боевом пути Героя Советского Союза Ивана Константиновича Сомова
В этом году в нашей стране и не только отмечают 75‑летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой важной дате «Маяк» подготовил серию публикаций о кстовчанах — Героях Советского Союза, которую завершает материал об Иване Константиновиче Сомове.
Иван Константинович Сомов был пилотом бомбардировщика У‑2, а также различных моделей истребителей. Совершил 399 успешных боевых вылетов. Воевал на Западном, Северо-Западном, Ленинградском, Калининском, 1‑м и 3‑м Белорусских фронтах. Участник обороны Москвы и взятия Берлина. На счету нашего земляка 24 вражеских самолета, сбитых лично, и четыре — в группе. За боевые заслуги Иван Константинович награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденами Богдана Хмельницкого III степени и Александра Невского, а также многими другими наградами.
Бомбы попадали в цель
Родился Иван Константинович в селе Старое Ликеево 21 сентября 1921 года. После окончания школы переехал с отцом в город Горький, где поступил в коммунально-строительный техникум. Параллельно с учебой будущий герой занимался в аэроклубе. Накануне войны в 1940 году Ивана призвали в армию. В 1941‑м он окончил Энгельсскую военную авиационную школу и в составе ВВС 1‑й ударной армии отправился на фронт — защищать Москву. Первым его самолетом был легкий бомбардировщик У2 (он же По‑2). На нем молодой летчик совершил 166 боевых вылетов, в ходе которых смог показать себя с лучшей стороны.
«Результаты бомбометания отличные, о чем неоднократно подтверждало командование наземных войск и летающие на одну цель экипажи. Тов. Сомов имеет восемь вылетов ночью на разведку. Несмотря на интенсивный обстрел противником <…> он вел тщательную разведку, добывая ценные и необходимые, богатые сведения для командования наземных войск и ВВС о противнике», — говорится о подвигах нашего земляка в начале 1942 года в документе о представлении к первому ордену Красной Звезды.
Врагов сбивал, своих прикрывал
Вскоре Иван Константинович перевелся в летчики-истребители и с тех пор летал на самолетах «Як» различных моделей, а также на «Лагг‑3». К лету 1943 года наш земляк лично сбил семь самолетов противника.
Вот один из славных эпизодов боевого пути Ивана Константиновича: «30.05.43 г., выполняя боевое задание на перехват бомбардировщиков противника в р‑не Кабона, с группой шести самолетов «Як‑7б» встретили 50 бомбардировщиков противника под сильным прикрытием истребителей Фв‑190 и Ме‑109.ф, всей шестеркой атаковали самолеты противника, после двух атак боевой порядок бомбардировщиков был рассеян, не дойдя до цели. В этом воздушном бою им (И. К. Сомовым — Прим. автора) лично сбиты два самолета противника: 1 Хе‑111 и 1 Фв‑190», — пишет командир 86‑го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии подполковник Найдёнов в наградном листе о представлении нашего земляка к ордену Красного Знамени.
Вскоре последовали новые подвиги отважного летчика. Так, 7 сентября 1943‑го группа из четырех истребителей Як‑9т
под командованием гвардии лейтенанта Сомова во время выполнения боевого задания заметила 25 направляющихся к линии фронта бомбардировщиков противника, прикрываемых истребителями. После поданного нашим земляком сигнала по радио четверка «Яков» набросилась на врага. В результате внезапной атаки вражеские самолеты рассеялись во все стороны. Некоторые из них сразу потеряли равновесие и стали беспорядочно сбрасывать бомбы, не долетев до цели. В том бою Иван Константинович сбил две вражеские машины и подбил одну. После сражения группа истребителей без потерь вернулась на аэродром.
Наш земляк отличился и при прикрытии наземных частей. Экипажи истребителей под его командованием вступили в бой с двумя группами вражеских бомбардировщиков общей численностью до 35 самолетов. Командир повел истребители в атаку и первым открыл огонь по неприятелю. Один из самолетов противника тут же загорелся. Иван Константинович решил, что этого будет недостаточно, и, чтобы окончательно обезвредить вражескую машину, приблизился к ней вплотную, и сбил в упор.
За эти и другие боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Ивану Константиновичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Храброму летчику-истребителю доводилось уничтожать не только воздушные, но и наземные цели противника. В октябре 1944 года истребители Сомова участвовали в ожесточенных боях за Восточную Пруссию. Здесь Ивану Константиновичу и его боевым товарищам в результате успешных штурмовых действий удалось уничтожить и повредить 21 вражескую автомашину, четыре паровоза и столько же железнодорожных эшелонов, три имения, а также обстрелять и частично уничтожить до 150 солдат и офицеров противника.
Последний свой боевой вылет наш земляк совершил 28 апреля 1945 года в небе над Берлином.
…После войны Иван Константинович продолжил службу в советской авиации. В 1950 году окончил Военно-воздушную академию, был заместителем командира по летной подготовке, затем командиром 982‑го истребительного авиационного полка 126‑й истребительной авиационной дивизии Закавказского военного округа. В мирные годы наш земляк, идя в ногу со временем, освоил многие типы реактивных самолетов. После ухода в запас в звании полковника в 1976 году Иван Константинович жил в Киеве, где работал начальником отдела Госкомсельхозтехники УССР. В 2008‑м Указом президента Украины Виктора Андреевича Ющенко ему было присвоено звание генерал-майора вооруженных сил Украины. Последние годы жизни Иван Константинович прожил в Москве. 26 июня 2011‑го его не стало. Похоронен герой на Долгопрудненском (Центральном) кладбище столицы.
Алексей СКОТНИКОВ
Фото из архива «Маяка»