О боевом и гражданском пути Героя Советского Союза Михаила Протасовича Ступишина
В наступившем 2020 году в нашей стране и не только будут отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой важной дате «Маяк» подготовил серию публикаций о кстовчанах — Героях Советского Союза. Сегодня мы расскажем о Михаиле Протасовиче Ступишине.
Наш герой за годы войны провел 157 боевых вылетов. Летал на легком ночном бомбардировщике У-2, а затем на штурмовике Ил-2. Участвовал в сражениях на Западном фронте, на Курской дуге, а также под Ржевом, Витебском, Минском и Белостоком. Под его руководством группы самолетов ходили на сложные и опасные задания. После войны работал в гражданской авиации на международных авиалиниях, участвовал во многих высокоширотных экспедициях, а также в сверхдальних перелетах в Антарктиду. За свои многочисленные заслуги на военном и мирном поприще награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, тремя — Красного Знамени, двумя — Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и другими наградами. Именем Михаила Протасовича названа одна из улиц нашего города, а также борт RA-89060 семейства отечественных самолетов Sukhoi Superjet 100. В Михальчикове, где родился герой, в Кстове и в Москве, где он жил, ему установлены мемориальные доски.
Путь к штурвалу
Родился Михаил Протасович 2 ноября 1916 года в крестьянской семье в деревне Михальчиково. В 20-х годах переехал с родителями в Нижний Новгород. После семилетки будущий Герой Советского Союза учился в Ивановском художественном техникуме. Родные ожидали, что Миша станет живописцем, но он выбрал для себя стезю летчика. Возможно, на это его вдохновил пример старшего брата, который учился в Харьковской летной школе. В 1935 году Михаила призвали в армию и по комсомольской путевке он был отправлен в Ворошиловградскую летную школу, которую окончил с отличием в 1937-м. По некоторым данным, в тот год репрессировали отца Михаила, бывшего важным партийным работником. В этих обстоятельствах молодого человека демобилизуют. Вернувшись в Горький, Михаил Ступишин накануне войны работал инструктором в аэроклубе. Но это был лишь временный поворот в славном пути отважного летчика. Началась Великая Отечественная война. В декабре 1941 года Михаил вновь был призван в армию. Теперь ему предстояло взяться за штурвал военного самолета.
На одном крыле
Описать все многочисленные боевые заслуги Михаила Протасовича в рамках одной публикации не представляется возможным. Поэтому мы расскажем лишь о наиболее ярких, на наш взгляд, эпизодах его боевой биографии.
В документах о награждении нашего земляка медалью «За отвагу», опубликованных на сайте «Подвиг народа», сообщается, что за месяц (с 15 января по 15 февраля 1942-го) он совершил 24 боевых вылета, из них семь ночных по специальным заданиям армии, и все задания, несмотря на зенитно-пулеметный огонь противника, выполнялись умело, мужественно и точно в срок. Особенно в наградном листе отмечаются два эпизода.
«Выполняя важное задание — полет в тыл противника в расположение наших десантных войск на самолете У-2, тов. Ступишин, благодаря своим волевым качествам, умению перехитрить врага, мужеству и искусству в технике пилотирования достиг назначенного пункта и под перекрестным огнем, передал боеприпасы и продукты питания.
При выполнении очередного задания на с-те У-2 тов. Ступишин был обстрелян из пулемета и матчасть имела ряд пробоин. Мужество, чувство долга перед Родиной и презрение к врагу определили ход действий. Задание им было выполнено. Сведения о разведке были доставлены в штаб».
В августе 1942 года Михаилу Ступишину снова пришлось лететь на подбитом самолете, что не помешало ему мужественно бить врага. Об этом мы узнаем из наградного листа о присвоении ему ордена Красной Звезды:
«6.8.42 года при выполнении боевого задания самолет тов. Ступишина был сильно поврежден огнем ЗА (зенитной артиллерии. — Прим. авт.). Ведя подбитую машину на свою территорию, умело атаковал обнаруженное скопление танков, автомашин и живой силы противника по дороге Карманово – Самуйлово и в результате атаки уничтожил и вывел из строя: автомашин — 6,
повозок — 4 и 30 человек живой силы. Выполнив боевое задание, тов. Ступишин привел сильно поврежденную машину на свою территорию».
Еще не раз после этого отважный летчик проявит мужество в небе и не раз его подвиги будут отмечены наградами. За свои многочисленные боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Михаилу Протасовичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
В мирном небе
В 1946 году Михаил Протасович был уволен в запас в чине майора. После ухода в отставку он продолжил карьеру в гражданской авиации. Два года был пилотом на международных линиях: летал во Францию, Италию, Грецию и Швейцарию. Затем опытный судоводитель перешел в полярную авиацию, где его ждали новые, теперь уже мирные подвиги. В 1954 году на самолете
Ан-12 обеспечивал работу станции «Северный полюс-3». В период с декабря 1961-го до февраля 1962-го Михаил Протасович в составе экипажа самолета Ил-18 участвовал в первом сверхдальнем перелете по маршруту Москва – Антарктида – Москва, доставляя на самый южный континент участников седьмой Советской антарктической экспедиции. В 1963-м он снова участвовал в сверхдальнем перелете в Антарктику. За заслуги в мирное время Михаил Протасович был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.
Состоявшись как летчик наш герой не забывал и о живописи, которой когда-то учился. Его кисти принадлежит целый ряд картин, изображающих российскую природу, быт полярников и не только.
«Если бы хватало тогда у меня времени, то прежде всего стал бы рисовать лица друзей. — Вспоминал наш герой свои фронтовые годы. — Они прекрасны, так же, как и фронтовая дружба, крепче которой и вернее, по-моему, не бывает на свете… И еще я нарисовал бы небо. … Нет, наверное, для летчика милее картины, чем
чистое мирное небо. Вот так бы взял кусок, вставил в золотую раму и повесил у себя над койкой».
В 1980 году отважного летчика не стало. Похоронен Герой Советского Союза в Москве на Головинском кладбище.
Алексей СКОТНИКОВ
Фото из архива «Маяка»