Вести поселений Событие

Школьные истории

155 лет народному образованию исполняется в селах Шёлокша и Безводном

Вслед за Чернухинской средней школой, которая в октябре отметила 155-летие с начала образовательной деятельности на селе, солидную дату на территории поселений отметили в Шелокшанской основной и Безводнинской средней школах. О том, как учили в селах несколько десятков лет назад и какие традиции перекочевали в наши дни, читайте в материале ниже.

В Шёлокше

Современное здание Шелокшанской основной школы было построено 40 лет назад, однако начало своей истории образование на Шелокшанской земле берет еще в XIX веке — в 1864 году, когда в Стан-Шелокше (так тогда называлось село) было открыто приходское училище. Из архивных документов («Ведомости о церкви за 1880 год»), которые на сегодняшний день хранятся в краеведческом музее при школе, следует, что один учитель и священник обучали 50 мальчиков и трех девочек. Спустя более чем полстолетия, в 1915 году, в селе была открыта начальная земская двухкомплектная школа, где обучалось уже вдвое больше ребят — 68 мальчиков и 35 девочек. К сожалению, подробностей об их учебе не сохранилось, и мы можем только предположить, что шелокшанские ребята и дети из окрестных населенных пунктов изучали Закон Божий, чистописание, арифметику… В годы Великой Отечественной войны школа, как и вся страна, жила трудной, напряженной жизнью. Часто учителями становились люди, вернувшиеся с фронта, многие из них — инвалидами. В военное лихолетье ученики были постоянными гостями в госпиталях Зелёного Города: дети приносили бойцам подарки, писали им письма домой, беседовали с ранеными, давали концерты. В те годы школа представляла собой деревянное двухэтажное здание с печным отоплением. Электричества в то время не было, поэтому классы освещались керосиновыми лампами. Писали учащиеся обычными перьевыми ручками, тетради изготавливали из оберточной бумаги: резали листы, сшивали их и линовали карандашом, а чернила делали из сажи, коры дуба или из синьки. В классах было около 30 учеников.

Новое здание построили в 1979 году, первым директором одиннадцатилетки (с 2015 года Шелокшанская школа — девятилетка) стала Тамара Васильевна Дербенёва, которая, находясь на заслуженном отдыхе, и по сей день принимает активное участие в жизни школы. В частности, побывала она и на празднике, посвященном 40-летию учреждения, который состоялся в минувшую пятницу. Ветеранов педагогического труда, коллектив и учеников, выпускников прошлых лет поздравили представители районной администрации, местной власти и департамента образования. Слова признательности звучали в адрес первых учителей: Н. П. Коротина, 27 лет возглавлявшего школу; Г. Н. Ворожейкиной, Н. Г. Масловской, Л. Н. Гринцевич, Г. И. Мамоновой, Г. А. Шевченко, З. Н. Осенчуговой, А. С. Скородумова, Б. Я. Панкратова и других.

В Безводном

В эту пятницу 155-летие народного образования отметят на Безводнинской земле. В селе начальная школа была открыта в ноябре 1864 года и размещалась в простом крестьянском доме при участии волостного головы Ф. А. Носова. Школа имела большое социально-экономическое значение, поскольку Безводное с XVI века известно как крупный ремесленный центр на Волге: здесь ковались гвозди для балахнинской верфи кораблей петровского флота, а цепи, известные по всей России, экспортировались в Данию, Норвегию, Англию, Персию. Требовалась подготовка грамотных кадров, и эту проблему разрешала сельская школа. Спустя 35 лет после ее строительства было открыто новое здание. В начале XX века в селе Безводном были возведены еще два помещения высшего начального училища, а после революции 1917 года оно было преобразовано в школу II ступени, одним из руководителей которой в советское время была Валентина Николаевна Архангельская — выпускница Йенского университета, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ордена Ленина.

Современная Безводнинская школа была открыта в 1967 году и вместе со страной претерпела немало изменений, однако за период своего существования выполнила свою первоначальную задачу — предоставила учащимся возможность получения качественного общего среднего образования.

Коллектив школы благодарен ветеранам педагогического труда А. А. Хвостовой, Т. П. Рукомойниковой, А. В. Носовой, Н. А. Тихоновой, А. Н. Краевой, Л. И. Елантьевой, В. И. Щетининой, В. П. Солодовой, В. В. Савиновой, В. А. Стаканову, М. В. Кочетовой за многолетний труд и большой вклад в развитие народного образования в селе. С материалами об истории школы и первых учителях ученики с удовольствием знакомятся в школьном краеведческом музее — одним из самых больших в Кстовском районе.

 

Директор Шелокшанской основной школы Ольга Николаевна ЕРШОВА:

— Наша школа сегодня — современное общеобразовательное учреждение. Здесь дети не только получают знания, развивают свои творческие способности, но и чтут лучшие традиции школы. Чествуют ветеранов-педагогов, готовя подарки своими руками и поздравляя с каждым значимым праздником; с любопытством посещают школьный краеведческий музей, узнавая информацию о первых учителях школы и истории народного образования на селе. Большое внимание уделяем и патриотическому воспитанию молодежи. Так, в скором времени в рамках проекта «Парта Героя» будет установлена парта в честь нашего выпускника, погибшего в Афганистане в 1983 году, — Владимира Башмакова. Участвуем в акциях, посвященных Дню Победы: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Солдатский платок». Сводный отряд постовцев несет почетную Вахту Памяти у мемориала погибшим воинам в родном селе. Сохранилась в Шелокшанской девятилетке и почти забытая для городских школ традиция — вечера встреч выпускников в стенах учреждения.

 

Директор Безводнинской средней школы Елена Михайловна НОСОВА:

— Сегодня Безводнинская средняя школа является социокультурным центром и пользуется большой популярностью среди не только сельских учеников, но и городских. Школа сотрудничает с местным Домом культуры и воскресной школой при храме в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в Безводном, на протяжении нескольких лет у нас действует исследовательское детско-взрослое сообщество совместно со специалистами нижегородских высших учебных заведений, проводится эксперимент по разработке и внедрению концепции организации совместных этносоциальных практик, ежегодные фольклорно-этнографические фестивали, акции, реализуется проект «Этноэкологическая тропа». За многие годы работы школа выпустила из своих стен тысячи выпускников, которые сегодня стали хорошими учителями и врачами, военными и рабочими, экономистами и спортсменами, учеными и предпринимателями. И сохранили в своих сердцах память о школе и об учителях.


Подготовила Дарья АБУШАЕВА

Фото Александра АРХИРЕЕВА, из архива «Маяка» и предоставлено О. Н. ЕРШОВОЙ