Вести поселений

Старообрядческая церковь в Безводном

Ко дню образования Кстовского района «Маяк» составляет карту его достопримечательностей

В селе Безводном находится, пожалуй, один из самых необычных храмов нашего района — старообрядческая церковь во имя явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Долгое время храм не мог существовать открыто, и в его здании официально располагалась фабрика. Метрополия же, к которой церковь относилась, в течение полутора столетий вынужденно находилась в далекой Австрии. Сейчас же, пожалуй, без преувеличения можно сказать, что единственная в Кстовском районе старообрядческая церковь переживает период своего расцвета.

Ныне сам храм, будучи внесенным в список объектов культурного наследия регионального значения, охраняется государством, а его прихожанам не угрожают никакие гонения. Но путь к этому был долог…

При чём здесь Австрия?

После раскола Русской православной церкви, произошедшего в XVII веке в результате реформы патриарха Никона, те, кто не принял церковные нововведения, попали в немилость государства.

Православные, оставшиеся верными старославянским обрядам и канонам, были официально объявлены богоотступниками и раскольниками (старообрядцами или староверами их станут называть позже). В отношении них начались гонения и притеснения, продолжавшиеся 250 лет. Как следует из подготовленной Митрополией Московской и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви книги «Краткая история Русской православной старообрядческой церкви», к середине XIX столетия старообрядчество оказалось на грани полного уничтожения. Среди же староверов не хватало священнослужителей, так как из-за отсутствия епископа не было возможности их рукополагать.  Тогда старообрядцам в поисках спасения пришлось обратить свой взор на заграницу. В Австрии, где отношение к ним было более лояльным, в Белокриницком монастыре близ села Белая Криница (ныне запад Украины) была с согласия властей усилиями иноков Павла и Алимпия учреждена архиерейская кафедра. В поисках подходящей кандидатуры на пост митрополита иноки прибыли в Константинополь (Стамбул), где познакомились с Амвросием.

«Амвросий был Босно-Сараевским митрополитом, — рассказывает настоятель безводнинской старообрядческой церкви отец Алексей. — После неоднократных бесед с Павлом и Алимпием он согласился поехать в Австрию, чтобы присоединиться к старообрядческой церкви и стать ее митрополитом».

28 октября 1846 года Амвросий торжественно заступил на свой пост. С тех пор  староверческие общины, признавшие новообретенного митрополита, стали называться «австрийскими».

Известие о том, что у старообрядцев появилась в соседней стране митрополия, не на шутку разозлило императора Николая Первого. Узнав об этом, он потребовал от австрийских властей лишить Амвросия права священнодействовать и закрыть Белокриницкий монастырь. Тогда митрополит был вызван в Вену, где ему, по сути, был поставлен ультиматум: либо вернуться к Константинопольскому патриарху, либо отправиться в ссылку на вечное поселение. Амвросий остался верен старообрядческой церкви и возвращаться в Константинополь не пожелал, за что был отправлен в далекий город Цилли. Тяготы ссылки его не сломали и не заставили прервать духовного общения с паствой. Преемники Амвросия продолжили развивать митрополию. В том числе и на территории России. Так, в 1853 году была образована московская старообрядческая архиепископия. Несмотря на непрекращающиеся гонения, старообрядцы держались стойко.

Храм под видом фабрики

Многие староверы смогли найти убежище в нижегородских краях и в том числе на Кстовской земле. Так, в 1881–1883 годах в селе Безводном образовалась значительная «австрийская» община старообрядцев, которой удалось собрать крупную сумму на строительство в селе храма. В этом деле им значительную помощь оказал купец Устин Курбатов, завещавший на строительство храма 15 тысяч рублей — огромную по тем временам сумму.

«Устин Курбатов был беспоповцем — представитель старообрядческого течения, не признающего духовенства, — рассказывает отец Алексей. — Однако, у нас, староверов,  несмотря на все разногласия, принято помогать друг другу, вот он и решил внести свой вклад в строительство нашего храма».

Сыграла свою роль и лояльность тогдашнего нижегородского губернатора Николая Михайловича Баранова, давшего свое устное согласие на строительство в Безводном старообрядческого храма.

Чтобы староверам, а вместе с ними и губернскому главе не навлечь на себя гнев царского правительства, строить церковь приходилось практически в условиях секретности, под видом проволочной фабрики (которая, кстати, реально функционировала), что заметно сказалось на архитектуре здания. Оно было прямоугольной формы, вместо сводов ровные потолки. Алтарь располагался не в апсиде, а стоял у стены. Внешний вид здания и вовсе не выдавал того, что в нем располагается храм. Долгое время церковь не имела ни колокольни, ни куполов. Это с виду не очень приметное здание, в котором проходили скрытые от посторонних глаз старообрядческие богослужения, было построено местным крестьянином Кренделевым.

Здесь в почти подпольных условиях около десяти лет прослужил поселившийся в Безводном священноинок Арсений Швецов. Он основал при храме нечто вроде миссионерской школы, из стен которой вышли многие известные старообрядческие деятели, а также типографию и мастерскую по производству гектографических изданий. Позже Арсений Швецов был избран епископом в Уральско-Оренбургскую епархию. В 2011 году Русская православная старообрядческая церковь прославила его в лике святых.

От расцвета до расцвета

Судьбоносным для всех старообрядцев стал 1906 год, когда был издан высочайший манифест императора Николая Второго о веротерпимости. Теперь староверы вышли из опалы. Безводнинская старообрядческая община, имея на тот момент 273 прихожан, была официально зарегистрирована в губернском правлении и теперь могла не скрывать подлинное назначение здания своего храма. Тогда-то у церкви во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы и появилась  своя колокольня, маковки с крестами и другие храмовые атрибуты.  За  последующие шесть лет численность прихожан безводнинской старообрядческой церкви  резко выросла и в 1912 году достигла 400 человек.

Однако расцвет оказался недолгим. При советской власти, в 1929 году, храм был закрыт и перестроен под склад. Его купола и колокольню снесли. Служившие в церкви священнослужители были арестованы и расстреляны. Впоследствии в здании открыли Дом культуры. В этот период к бывшей церкви сделали пристрой, в котором расположились детские кружки. В конце 90-х Дом культуры закрыли, после чего здание долгие годы пустовало.

В 2008 году старообрядцы решили восстановить храм. Для этого им пришлось преодолеть множество препятствий. Наконец в 2009 году их упорство увенчалось успехом и церковь стали восстанавливать быстрыми темпами. В нынешнем своем виде храм сочетает в себе наследие разных эпох. Так, от тех времен, когда здесь была фабрика,  остались ровные потолки, от советского времени — пристрой, где сейчас располагается воскресная школа, в последнее же десятилетие к зданию были пристроены апсиды, где на полагающемся им месте расположились алтари. Обстановка в церкви подчинена старообрядческим устоям: тябловый иконостас, строгие восьмиконечные кресты, новописанные иконы в старых московских традициях. Для принимающих таинство крещения здесь имеется глубокая купель, куда согласно православному канону необходимо три раза погрузиться с головой. Кроме того, в храме существует отдельное помещение для исповеди, где прихожане остаются наедине со священником и Богом.

…После празднования тысячелетия Крещения Руси была учреждена Московская митрополия и в географическом плане российские староверы окончательно перестали относиться к загранице. Тем не менее в официальных документах название безводнинской старообрядческой церкви до сих пор имеет в скобках приписку «австрийская». На что отец Алексей говорит с долей юмора: «Какие же мы австрийцы, когда мы исконно русские».


Подготовил Алексей СКОТНИКОВ.

При написании статьи использованы материалы, предоставленные настоятелем старообрядческого храма села Безводного.

Фото Александра АРХИРЕЕВА