Вести поселений

Старообрядческая церковь в Безводном

Ко дню образования Кстовского района «Маяк» составляет карту его достопримечательностей

В селе Безводном находится, пожалуй, один из самых необычных храмов нашего района — старообрядческая церковь во имя явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Долгое время храм не мог существовать открыто, и в его здании официально располагалась фабрика. Метрополия же, к которой церковь относилась, в течение полутора столетий вынужденно находилась в далекой Австрии. Сейчас же, пожалуй, без преувеличения можно сказать, что единственная в Кстовском районе старообрядческая церковь переживает период своего расцвета.

Ныне сам храм, будучи внесенным в список объектов культурного наследия регионального значения, охраняется государством, а его прихожанам не угрожают никакие гонения. Но путь к этому был долог…

При чём здесь Австрия?

После раскола Русской православной церкви, произошедшего в XVII веке в результате реформы патриарха Никона, те, кто не принял церковные нововведения, попали в немилость государства.

Православные, оставшиеся верными старославянским обрядам и канонам, были официально объявлены богоотступниками и раскольниками (старообрядцами или староверами их станут называть позже). В отношении них начались гонения и притеснения, продолжавшиеся 250 лет. Как следует из подготовленной Митрополией Московской и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви книги «Краткая история Русской православной старообрядческой церкви», к середине XIX столетия старообрядчество оказалось на грани полного уничтожения. Среди же староверов не хватало священнослужителей, так как из-за отсутствия епископа не было возможности их рукополагать.  Тогда старообрядцам в поисках спасения пришлось обратить свой взор на заграницу. В Австрии, где отношение к ним было более лояльным, в Белокриницком монастыре близ села Белая Криница (ныне запад Украины) была с согласия властей усилиями иноков Павла и Алимпия учреждена архиерейская кафедра. В поисках подходящей кандидатуры на пост митрополита иноки прибыли в Константинополь (Стамбул), где познакомились с Амвросием.

«Амвросий был Босно-Сараевским митрополитом, — рассказывает настоятель безводнинской старообрядческой церкви отец Алексей. — После неоднократных бесед с Павлом и Алимпием он согласился поехать в Австрию, чтобы присоединиться к старообрядческой церкви и стать ее митрополитом».

28 октября 1846 года Амвросий торжественно заступил на свой пост. С тех пор  староверческие общины, признавшие новообретенного митрополита, стали называться «австрийскими».

Известие о том, что у старообрядцев появилась в соседней стране митрополия, не на шутку разозлило императора Николая Первого. Узнав об этом, он потребовал от австрийских властей лишить Амвросия права священнодействовать и закрыть Белокриницкий монастырь. Тогда митрополит был вызван в Вену, где ему, по сути, был поставлен ультиматум: либо вернуться к Константинопольскому патриарху, либо отправиться в ссылку на вечное поселение. Амвросий остался верен старообрядческой церкви и возвращаться в Константинополь не пожелал, за что был отправлен в далекий город Цилли. Тяготы ссылки его не сломали и не заставили прервать духовного общения с паствой. Преемники Амвросия продолжили развивать митрополию. В том числе и на территории России. Так, в 1853 году была образована московская старообрядческая архиепископия. Несмотря на непрекращающиеся гонения, старообрядцы держались стойко.

Храм под видом фабрики

Многие староверы смогли найти убежище в нижегородских краях и в том числе на Кстовской земле. Так, в 1881–1883 годах в селе Безводном образовалась значительная «австрийская» община старообрядцев, которой удалось собрать крупную сумму на строительство в селе храма. В этом деле им значительную помощь оказал купец Устин Курбатов, завещавший на строительство храма 15 тысяч рублей — огромную по тем временам сумму.

«Устин Курбатов был беспоповцем — представитель старообрядческого течения, не признающего духовенства, — рассказывает отец Алексей. — Однако, у нас, староверов,  несмотря на все разногласия, принято помогать друг другу, вот он и решил внести свой вклад в строительство нашего храма».

Сыграла свою роль и лояльность тогдашнего нижегородского губернатора Николая Михайловича Баранова, давшего свое устное согласие на строительство в Безводном старообрядческого храма.

Чтобы староверам, а вместе с ними и губернскому главе не навлечь на себя гнев царского правительства, строить церковь приходилось практически в условиях секретности, под видом проволочной фабрики (которая, кстати, реально функционировала), что заметно сказалось на архитектуре здания. Оно было прямоугольной формы, вместо сводов ровные потолки. Алтарь располагался не в апсиде, а стоял у стены. Внешний вид здания и вовсе не выдавал того, что в нем располагается храм. Долгое время церковь не имела ни колокольни, ни куполов. Это с виду не очень приметное здание, в котором проходили скрытые от посторонних глаз старообрядческие богослужения, было построено местным крестьянином Кренделевым.

Здесь в почти подпольных условиях около десяти лет прослужил поселившийся в Безводном священноинок Арсений Швецов. Он основал при храме нечто вроде миссионерской школы, из стен которой вышли многие известные старообрядческие деятели, а также типографию и мастерскую по производству гектографических изданий. Позже Арсений Швецов был избран епископом в Уральско-Оренбургскую епархию. В 2011 году Русская православная старообрядческая церковь прославила его в лике святых.

От расцвета до расцвета

Судьбоносным для всех старообрядцев стал 1906 год, когда был издан высочайший манифест императора Николая Второго о веротерпимости. Теперь староверы вышли из опалы. Безводнинская старообрядческая община, имея на тот момент 273 прихожан, была официально зарегистрирована в губернском правлении и теперь могла не скрывать подлинное назначение здания своего храма. Тогда-то у церкви во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы и появилась  своя колокольня, маковки с крестами и другие храмовые атрибуты.  За  последующие шесть лет численность прихожан безводнинской старообрядческой церкви  резко выросла и в 1912 году достигла 400 человек.

Однако расцвет оказался недолгим. При советской власти, в 1929 году, храм был закрыт и перестроен под склад. Его купола и колокольню снесли. Служившие в церкви священнослужители были арестованы и расстреляны. Впоследствии в здании открыли Дом культуры. В этот период к бывшей церкви сделали пристрой, в котором расположились детские кружки. В конце 90-х Дом культуры закрыли, после чего здание долгие годы пустовало.

В 2008 году старообрядцы решили восстановить храм. Для этого им пришлось преодолеть множество препятствий. Наконец в 2009 году их упорство увенчалось успехом и церковь стали восстанавливать быстрыми темпами. В нынешнем своем виде храм сочетает в себе наследие разных эпох. Так, от тех времен, когда здесь была фабрика,  остались ровные потолки, от советского времени — пристрой, где сейчас располагается воскресная школа, в последнее же десятилетие к зданию были пристроены апсиды, где на полагающемся им месте расположились алтари. Обстановка в церкви подчинена старообрядческим устоям: тябловый иконостас, строгие восьмиконечные кресты, новописанные иконы в старых московских традициях. Для принимающих таинство крещения здесь имеется глубокая купель, куда согласно православному канону необходимо три раза погрузиться с головой. Кроме того, в храме существует отдельное помещение для исповеди, где прихожане остаются наедине со священником и Богом.

…После празднования тысячелетия Крещения Руси была учреждена Московская митрополия и в географическом плане российские староверы окончательно перестали относиться к загранице. Тем не менее в официальных документах название безводнинской старообрядческой церкви до сих пор имеет в скобках приписку «австрийская». На что отец Алексей говорит с долей юмора: «Какие же мы австрийцы, когда мы исконно русские».


Подготовил Алексей СКОТНИКОВ.

При написании статьи использованы материалы, предоставленные настоятелем старообрядческого храма села Безводного.

Фото Александра АРХИРЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *