Вести поселений

Пустеющая глубинка: Грязновка

Корреспондент «Маяка» побывал в пустеющих деревнях и селах Кстовского района

Этим репортажем мы продолжаем серию публикаций, посвященную отдаленным деревням и селам нашего района, в которых численность населения сокращается. Останутся ли эти населенные пункты на карте через 10–20 лет или исчезнут вместе с последними жителями? В этом мы и попытались разобраться на месте. Сегодня мы посетили деревню Грязновку Чернухинского сельсовета, где постоянно зарегистрированы три человека и четыре — временно.

В Грязновке перед нами открылась картина запустения: безлюдные улицы, запертые на висячие замки дома, а местами — давно заброшенные избы. Отсутствие других звуков, кроме шума ветра и поскрипывания деревьев, наводило на мысль, что здесь никого нет. Но оказалось, что это не так: уже подходя к окраине деревни, мы услышали мужские голоса в одном из домов, куда и постучали.

На наш стук на крыльцо вышел приветливый молодой мужчина, Сергей Кубарев. Вот уже третий год он постоянно живет в Грязновке. В деревню переехал из Нижнего Новгорода, где у него раньше был свой бизнес. О причинах своего переезда наш собеседник говорит почти философски: «Сюда меня потянула любовь к земле, а в городе мне надоела суета и плохая энергетика…»

В свои 35 лет Сергей не женат и не имеет детей. «Всё это, я надеюсь, скоро будет», — говорит он спокойным, без тени суеты тоном.

В Грязновке наш собеседник помогает своему отцу вести фермерское хозяйство. По словам Сергея, они с отцом — единственные постоянные жители деревни. В то время как многие уезжают из сельской местности, не видя здесь перспектив, Кубаревы словно решили бросить вызов реальности. В четырех километрах от деревни находится поле, на котором отец с сыном выращивают пшеницу, ячмень, иногда масленичный рапс. Держать на плаву хозяйство двум фермерам, судя по всему, довольно нелегко, но на проблемы Сергей не жалуется — рассказывает о них спокойно, не ища сочувствия. «Средств у нас мало, выживаем без кредитов, своими силами. Урожай в прошлом году был слабый. Хотели расширить хозяйство — не вышло, — деловито перечисляет Сергей. — Но ничего, держимся. Полегоньку, но идем вперед».

К нам выходит отец Сергея, Александр Владимирович — пожилой человек с острым, уверенным взглядом. Он, что называется, фермер со стажем. Заниматься фермерством Александр Владимирович начал в перестройку, когда оно было еще неведомым советскому человеку родом деятельности. К делу наш новый знакомый подошел обстоятельно и смог завоевать авторитет среди коллег по цеху, в 90-е несколько лет был председателем кстовской фермерской ассоциации. «Поначалу дела на ферме шли хорошо, но потом лихие девяностые дали о себе знать. Самая сложная ситуация была в девяносто шестом – девяносто восьмом, — рассказывает Александр Владимирович. — Многие фермы в Кстовском районе тогда развалились, либо их владельцы перешли на натуральное хозяйство…»

По его словам, сейчас заниматься фермерством стало заметно легче, однако идеальной ситуацию не назовешь. «Одна из главных проблем — дорогие кредиты, которые сложно и брать, и возвращать. В те же девяностые, когда работала ассоциация, был общий фонд, который можно было использовать под залог, — говорит фермер. — Кроме того, мы не можем приобрести новую землю, чтобы расширить хозяйство, потому что непонятно, кому принадлежат угодья».

Во дворе фермы — небольшой парк ветхой сельхозтехники. Отцу и сыну Кубаревым благодаря наличию у обоих технического образования удается не только поддерживать ее в рабочем состоянии, но и модернизировать. Всем своим видом семья фермеров так и излучает желание работать вопреки всему…

Во все времена деревня держалась на крепком, несгибаемом хозяйственнике. В Грязновке этот фактор в лице отца и сына Кубаревых безусловно присутствует. А раз так, в будущее этого населенного пункта вполне можно смотреть с оптимизмом.


Алексей СКОТНИКОВ
Фото Александра АРХИРЕЕВА