19 ноября создателю Всемирной академии самбо, почетному гражданину Нижегородской области, первому кстовскому самбисту, завоевавшему звания «Мастер спорта СССР» и «Заслуженный тренер СССР», Михаилу Бурдикову могло бы исполниться 86 лет. Сегодня мы вспоминаем о талантливом руководителе, увлеченном тренере и неравнодушном человеке, основавшем сильнейшую в России школу самбо.
«Из него ничего не выйдет, готов ботинок свой на спор съесть» – так о Михаиле Геннадьевиче, если верить легенде, говорил его тренер из Дзержинска. Было это в начале 1960‑х годов. На тот момент Бурдиков трудился электромонтажником на местной стройке, а по вечерам фанатично занимался самбо. Спустя несколько лет Бурдиков приехал в Кстово в командировку на пару месяцев и в заброшенной котельной начал вести секцию самбо для своих знакомых. А уже в 1976 году в Кстове под его руководством был построен комплекс спортивной школы самбо, ученики которой не только утерли нос коллегам из Дзержинска, но и стали известны во всем мире.
В преддверии дня рождения великого тренера и Всероссийского дня самбо корреспонденту «Маяка» удалось поговорить с одним из первых учеников Михаила Бурдикова, Владимиром Кульковым.
СПРАВКА: Владимир Александрович Кульков – почетный гражданин города Кстово, мастер спорта СССР по самбо, заслуженный тренер РСФСР, судья международной категории, вице-президент областной федерации самбо.
– Владимир Александрович, расскажите, какой Михаил Геннадьевич был тренер, строгий или нет? Как он завоевывал авторитет у своих будущих
учеников?
– Что такое строгий? Все по-разному понимают: строгий и нестрогий. Я не ощущал его строгости. Он говорил доходчиво. Все понимали, что надо сделать. Но самое главное, он сначала делал все задания сам, а потом давал их своим ученикам.
– Как ему удавалось замотивировать молодежь? Ведь благодаря ему самбо приобрело популярность сначала в Кстове, а потом и по всей России…
– В то время были разные виды спорта в ходу, но самбо никто не знал. Он сделал так, что все поняли, что такое самбо, и многие пошли им заниматься. В этом его заслуга. Благодаря тому, что он сам был влюблен в данный вид спорта, ему удалось заразить этой любовью и других. Многие пошли за ним, по его примеру.
– Как Вы считаете, какая у Бурдикова была сверхзадача? Почему он все это делал: школу начал строить, самбо пропагандировать?..
– Я думаю, что у него не было сверхзадачи. Он просто любил самбо и понимал: если начнется застой, то ничего не будет… Михаил Геннадьевич был целеустремленным человеком. Шло время, он понимал, что нужно развиваться, ставил перед собой новые цели. Сначала была школа в подвале, и мы были счастливы, что она есть, есть ковер. В те времена соревнования проходили на сцене во Дворце культуры нефтехимиков, там провели первый всесоюзный турнир по самбо памяти героя Советского Союза Николая Талалушкина. Для нас, молодых ребят, это стало хорошим стимулом развиваться в данном виде спорта. Потом родилась идея построить новое здание школы. И школа была построена при поддержке нефтеперерабатывающего завода и Кстовской администрации.
– А как появилась идея впервые провести чемпионат мира по самбо именно в Кстове?
– Такую идею подсказал Михаил Иванович Тихомиров, на тот момент он был президентом Всероссийской и Международной федерации самбо. И под этот чемпионат появилась гостиница с рестораном. Потом еще одну гостиницу построили рядом со школой. Впервые в Кстове чемпионат мира по самбо прошел в 1993 году. Тогда в соревнованиях приняли участие спортсмены из 28 стран мира. А потом уже дальше пошло… Пять чемпионатов кубка мира провели.
СПРАВКА: На чемпионате 1993 года сразу три воспитанника Кстовской школы самбо стали чемпионами: Александр Дунаев, Сергей Лоповок и Николай Игрушкин.
– То есть Кстово стал таким центром международного самбо?
– Да. Это было официально. Раньше центр самбо был в Испании, в городе Бильбао. А потом в Японии прошла конференция, и официально сделали центром самбо Кстово.
– Это удивительное дело, каких высот можно достичь, если ты увлечен своим делом. А как лично на Вашу судьбу повлиял Михаил Геннадьевич? Что он как тренер, на Ваш взгляд, Вам дал?
– Все те звания, которые у меня есть, это всё в том числе и его заслуга. Я всегда спрашиваю: тренер и ученик – кто главнее? Считаю, что никто, они идут рядом, не пересекая дорогу друг другу. Тренер и ученик дополняют друг друга. Михаил Геннадьевич сыграл в моей жизни ключевую роль, привив любовь к этому виду спорта. Он привел меня не только к спортивным победам, но и в профессию, которая стала одним из главных дел моей жизни.
Татьяна ЛОГИНОВА
Фото из архива «Маяка»