Встреча для вас

Кстово — это завод

В преддверии дня рождения Кстова «Маяк» встречается с людьми, вложившими душу в развитие нашего города. Сегодня мы беседуем с бывшим начальником цеха № 12 Новогорьковского нефтеперерабатывающего завода Николаем Николаевичем Козиным

Н. Н. Козин в верхнем ряду седьмой слева
Н. Н. Козин в верхнем ряду седьмой слева

Близится не только день рождения города Кстово, но и юбилей градообразующего предприятия — нефтеперерабатывающего завода, история которого, как известно, рука об руку идет с историей Кстова. Сегодня мы беседуем и смотрим старые снимки с нашим гостем, который имеет непосредственное отношение к созданию города и завода.

— Николай Николаевич, на завод Вы попали в 1958 году слесарем, дошли до начальника цеха, а затем стали управляющим трестом. Ваша трудовая биография — яркий пример того, как в советское время растили кадры. Расскажите подробнее о начале трудовой биографии.

— Трудовую деятельность начал в Кстове со строительства первой котельной. После монтировал систему отопления в переулке Щитковый, прокладывал первую канализацию вдоль Магистральной, активное участие принимал в строительстве Академии самбо — застилал полы, устанавливал трибуны. И только в 1958 году, набравшись опыта на городской стройке, пришел на Новогорьковский НПЗ, в 12-й цех — слесарем, позже получил слесаря третьего разряда, затем — пятого, после присвоили бригадира слесарей и так — до начальника цеха. На заводе в разное время работал под руководством Михаила Семёновича Матвеева, Владимира Федоровича Кондратьева, Юрия Александровича Егорова. Когда возглавлял цех, в подчинении были известные сегодня в городе и районе люди, например, такие как Александр Константинович Салов и Юрий Павлович Конюхов. После, уже в должности управляющего трестом «Горькнефтехимремстрой», создавал стройбазу, деревообрабатывающий цех, цех металлоконструкций, железобетонный завод — и так проработал до 1995 года, пока не вышел на пенсию.

— Расскажите, а чем, собственно, занимались в заводском цеху в конце 50-х годов? Бытует мнение, что в ту пору на заводе все ходили в резиновых сапогах по бензину.

— Нет, такого точно не было! (Смеется.) 12-й цех занимался пароснабжением — для технологических нужд и пожаротушения, обеспечением киповским техническим воздухом и азотом — для ликвидации выдавливания горючих и взрывоопасных продуктов из трубопроводов и систем. Мы принимали участие в пуске всех до одной технологических установок завода.

Когда я в 1967 году заступил на должность начальника цеха, важный урок в работе мне преподал тогдашний директор завода — Михаил Семёнович Матвеев. Случилась авария, затопило водоблок, и вследствие этого насосная станция, которая подавала воздух на охлаждение компрессорного оборудования, встала. Директор спрашивает с меня, естественно: «Почему не подал воздух с другой станции?» Отвечаю, что нет линии соединения. «А что нужно для того, чтобы соединить?» — спрашивает директор. Ответил, что подумаю и приду. Спустя несколько часов сообщил начальству о возможном решении проблемы и назвал необходимый для работ срок — месяц. Ровно через этот промежуток времени раздается звонок от Матвеева: «Ну как дела с перемычкой?» Отвечаю, что линию соединили, но испытаний не проводили. «Нет результатов — пиши приказ о своем наказании», — был мне ответ. Через три дня прихожу к директору с результатом испытаний и приказом. Он при мне порвал эту бумагу и говорит: «Приказ не нужен. Нужно, чтобы ты понял, как надо работать». С тех пор я всегда четко и вовремя исполнял свои обязательства. Стоит отметить, что с того времени наш цех постоянно был на хорошем счету: к нам приезжали из области партийные секретари, члены профсоюзных организаций города и области.

— Несомненно, Ваши заслуги были отмечены заводом, государством…

— Не без этого. Неоднократно мой портрет был помещен на Доску почета завода, а имя — в Книгу почета предприятия. Признавали лучшим рационализатором Горьковской области, лучшим рационализатором Миннефтехимпрома СССР. Участвовал в ВДНХ, имею две серебряные и две золотые медали. Награжден орденом «Знак почета», нагрудным знаком «За заслуги перед Кстовским районом», имею звание «Почетный гражданин Кстовского района». За активное участие в жизни города и района награжден благодарственным письмом Алексея Николаевича Коваленко.

— Николай Николаевич, Вы стояли у истоков завода и проработали там не одно десятилетие. Расскажите, как за это время изменилась на предприятии техническая составляющая?

— Конечно, ручного труда было больше. Раньше, представьте, не было кранов. Были маломощные, до пяти тонн… А колонны весом в 200 тонн надо было поднимать! Для этого применяли электрические лебедки. В фундаменте были установлены специальные шпильки, куда нужно было очень точно насадить колонны, а они — почти три метра в диаметре каждая!..

— После услышанного легко поверить в то, что и египетские пирамиды возводили вручную!.. Николай Николаевич, на большую стройку рабочие съезжались со всех уголков не только области, но и всей страны. Расскажите, какой дух царил во времена строительства города и завода?

— Нами двигало стремление созидать и только это. Все были едины — и стар и млад. Не разбирались, кто виноват в том или ином случае, ответственны были все, потому что дело — общее. И стол был общим: столовых не было, у кого что было с собой, то и выкладывали — и технологи, и киповцы, и электрики… После работы часто приходилось задерживаться, но никогда не требовали оплаты за сверхурочные. Никто и никогда. А на работу как добирались? Со всей округи — с Шёлошки, Чернухи, Лукерьина, Слободского — возили на машине. А шоссе-то тогда не было, по грунтовке возили. Машины были не крытые, обыкновенные «газики»: на бортах пришиты брусочки, а на них доски, и вот мы на этих досках сидели. Дождь ли, снег — что бы ни было. Никаких душевых на стройке не было, никаких удобств… Люди жили этим созиданием, жили строительством. Цель — строить. И было интересно! Получили продукцию — друг друга поздравляли. Традиция была: если появился флажок на колонне — значит, план выполнили.

— Николай Николаевич, для каждого город Кстово свой, а каким он является для Вас?

— Для меня город Кстово — это вся моя жизнь. Город, завод — то, что я создавал своими руками. Конечно, не один — с коллективом. Поэтому и снимки вам показываю все общие. Вот фото, сделанное на городской отчетно-выборной партийной конференции в 1985 году: здесь мы всей делегацией от завода. Вот снимок с демонстрации, посвященной 60-летию Октября. А вот на лыжах ходим — и досуг спортивный имел место среди заводчан!

Первая котельная, все установки на заводе, первые дома на улице Талалушкина… Бывает, идешь мимо них сейчас и любуешься: ведь ни одной трещинки нет, хотя стоят без фундамента, песок и щебенка! Гордость берет, что причастен к такому грандиозному строительству.

— Спасибо за беседу. С наступающими праздниками!

— Спасибо Вам за внимание к нам, ветеранам труда. С Днем города!


Беседовала З. А. БЫКОВА

Подготовила Дарья Абушаева

Фото Александра АРХИРЕЕВА и из архива Н. Н. КОЗИНА

3 комментариев к “Кстово — это завод

  1. Кстовчанка, добрый вечер!
    Сделали фото несколько крупнее, но увеличить его можно при нажатии на снимок.

Comments are closed.