Кстовчане

В школу привела судьба

Как школа села Безводного вошла в число лучших в России

В начале нового учебного года мы отправились в среднюю школу села Безводного, находящуюся в числе лучших школ не только района, но и области. Вот уже 19 лет учреждение возглавляет его выпускница почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса «Директор года» Елена Михайловна Носова, которая недавно была удостоена нагрудного знака «За заслуги перед Кстовским районом». О том, как безводнинская школа вошла в число лучших в области — в беседе с ее руководителем Еленой Михайловной.

Безводнинская школа с первых минут пребывания в ней производит самое благоприятное впечатление: холл и коридоры буквально блестят от чистоты; на первом этаже расположены стенды с многочисленными наградами учеников за спортивные достижения; на втором этаже — интерактивный стенд, посвященный героям Великой Отечественной войны, о жизни и подвигах которых можно легко узнать, наведя телефон на портрет. Раздается звонок на перемену, и в коридорах становится шумно от многочисленных детских голосов. Ныне в безводнинской школе учится более 300 учеников. Сложно поверить, что когда-то картина была совсем иной. Еще в начале двухтысячных годов в учреждении училось всего около 100 ребятишек и школа считалась бесперспективной.

«В начале нулевых многие жители Безводного и близлежащих населенных пунктов предпочитали отдавать своих детей в образовательные учреждения города Кстово. На уровне районного руководства даже шли разговоры о том, чтобы нашу среднюю школу перевести в статус основной (девятилетки), а в дальнейшем, возможно, и вовсе закрыть», — с печалью на лице рассказывает Елена Михайловна. В то непростое время наша собеседница и возглавила школу, без преувеличения открыв новую светлую страницу в ее полуторавековой истории…

Возвращение в родную школу

Как рассказывает Елена Михайловна, задатки учителя она обнаружила в себе в далекие 60‑е, когда еще училась в безводнинской школе. Отличница, она регулярно помогала учителям проверять контрольные работы и занималась с отстающими учениками. «Помню, как мне удалось подтянуть по немецкому языку своего одноклассника, у которого этот предмет был самым нелюбимым. Это было моей первой педагогической победой», — с улыбкой вспоминает Елена Михайловна.

Организаторские и лидерские способности наша героиня проявила сначала как председатель пионерского отряда, а затем и школьной дружины.

После окончания школы выбор дальнейшего пути для Елены Михайловны был очевиден. Она поступила в Горьковский педагогический институт на факультет иностранных языков. После окончания вуза пошла работать воспитателем в кстовский детский сад № 26. «Работа в садике была интересной, здесь я получила ценнейший педагогический опыт. Но все же моей мечтой оставалась работа учителем. Поэтому, как только узнала, что освободилось место учителя немецкого языка в 7‑й школе, с радостью пошла работать по специальности», — вспоминает собеседница.

В школе по достоинству оценили педагогические и организаторские способности Елены Михайловны, и в 90‑е годы она была назначена завучем. На перспективного работника обратили внимание в районном департаменте образования, где в 2001 году ей предложили возглавить родную безводнинскую школу. Наша героиня не раздумывая согласилась. «Коллеги меня убеждали, что я поторопилась с согласием — шутка ли, взять на себя ответственность за школу, находящуюся в двойке самых отстающих в районе. Но я решила, что это судьба», — говорит Елена Михайловна.

Продолжая вековые традиции

Главная цель, которую наша героиня поставила перед собой, заняв пост директора, — сделать школу востребованной. «В этом деле я опиралась и опираюсь на богатые традиции, которые сложились в нашей школе еще в дореволюционные времена», — рассказывает Елена Михайловна. Еще во второй половине XIX века, когда при активном участии волостного главы Ф. А. Носова (дальнего родственника мужа Елены Михайловны) в Безводном была открыта начальная школа, одним из ее главных принципов работы стал индивидуальный подход к каждому ученику. «Этот принцип работал и в советское время. Хорошо помню, как в школе создавали все условия для того, чтобы каждый ученик смог развить свой талант и определиться с дальнейшим выбором жизненного пути, — говорит наша собеседница. — Став директором, я решила продолжить и развить эту славную вековую традицию».

И вот работа закипела. Возглавив родную школу, Елена Михайловна приложила немало усилий, чтобы дети не только осваивали основную программу, но и получали дополнительное развитие, раскрывая свои таланты. Поэтому одним из приоритетных направлений ее работы стало создание новых кружков. «В начале двухтысячных в нашей школе было всего четыре кружка. Этого было явно недостаточно, чтобы удовлетворить разнообразные интересы наших ребят», — рассказывает директор. — Чтобы исправить ситуацию, пришлось потратить немало времени и сил. Квалифицированных преподавателей, способных возглавить кружки, пришлось искать по всему району. Сегодня в учреждении действует 11 кружков самых разных направлений — от туризма до психологии. И это не предел».

Важным направлением в работе по созданию условий для дополнительного развития детей стало краеведение. «У села Безводного богатая и интересная история, которой в нашей школе традиционно уделялось большое внимание: в восьмидесятые годы был создан прекрасный краеведческий музей. Мы с коллегами решили продолжить эту славную традицию и развить краеведение в большем масштабе», — говорит наша героиня.

Чтобы осуществить этот замысел, Елена Михайловна наладила сотрудничество со специалистами высших учебных заведений Нижнего Новгорода. Совместно с вузовскими учеными учителя безводнинской школы уже не один год разрабатывают и реализуют различные этносоциальные проекты. Один из них — «Этноэкологическая тропа», в рамках которого ученики школы проводят экскурсии по Безводному. Кроме того, каждый год ребята участвуют в фольклорно-этнографических фестивалях.

«Далеко не в каждой школе историю родного края изучают так глубоко. Знание прошлого имеет очень важное воспитательное значение. Погружаясь в старину, дети учатся любить Родину. Мы, конечно же, намерены и далее продолжать развивать это направление», — с гордостью говорит Елена Михайловна.

Не меньшее внимание в школе уделяется и физическому развитию детей. «Как известно, рядом со школой находится принадлежавшее ранее школе самбо здание, где проводились тренировки. Столь важное для нас соседство мы решили использовать в полной мере», — рассказывает наша собеседница. С 2011 года два учреждения стали плотно сотрудничать. У учеников безводнинской школы появилась возможность заниматься борьбой по удобному графику и в родных стенах школьного спортзала. Вместе с тренерами-самбистами ребята регулярно выезжают на спортивные сборы. Самбо стало одним из самых популярных увлечений сельских мальчишек и девчонок, многие из которых смогли добиться заметных успехов. Яркие тому примеры — победы на международных соревнованиях по самбо Виолетты Саяпиной и Анны Исхаковой.

Многочисленные задумки Елены Михайловны и ее коллег со временем сложились в обширную программу развития школы, разработанную совместно с НИРО, с которой учреждение в 2010‑м стало победителем приоритетного национального проекта «Образование». В 2011‑м школа села Безводного была признана лидером года в области образования Кстовского района, а в 2012‑м получила статус региональной инновационной площадки «Школа социокультурных практик». В 2014 году школа, еще недавно бывшая в двойке отстающих в районе, вошла в список 100 лучших школ России.

Пришло время и для обновления здания школы. «В этом деле нам большую поддержку оказали глава МСУ Безводнинского сельсовета Николай Евгеньевич Сотков и занимавший тогда должность главы сельской администрации Николай Вячеславович Носов», — рассказывает Елена Михайловна.

Конечно, происходящие в школе положительные перемены не остались без внимания жителей Безводного и близлежащих населенных пунктов. «Для родителей всегда важно, чтобы в стенах школы ребенок мог гармонично развиваться, чтобы учителя учитывали его индивидуальные способности. Местные жители увидели, что в нашем учреждении до каждого ученика есть дело, что мы не «штампуем» выпускников, а воспитываем личности, и это стало поворотным моментом. Число наших учеников значительно выросло, и родители стали активнее участвовать в жизни школы, за что им большое спасибо», — говорит директор образовательного учреждения.

Об успехах школы и ее перспективах Елена Михайловна говорит с искрой в глазах. Слушая ее, понимаешь, что энергии такого руководителя хватит еще на многие добрые дела. Так, на прошедших недавно выборах в Безводнинском сельсовете Елена Михайловна была избрана односельчанами в депутаты. Несомненно, это говорит о большом доверии и уважении безвод-нинцев к директору школы, сделавшему многое для ее процветания.


Алексей СКОТНИКОВ

Фото Александра АРХИРЕЕВА