Споры о времени возникновения Кстова ведутся по сей день. Историки, археологи, краеведы выдвигают множество серьезных аргументов, подтверждающих то одну, то другую версию.
В книге «Города нашей области», изданной Волго-Вятским книжным издательством в 1969 году, говорится, что Кстово возникло еще в ХIV веке, под прикрытием Нижнего Новгорода, и именовалось тогда «деревней Кстоской» (стр. 212), а «в начале ХV века сыном последнего нижегородского князя Даниилом Борисовичем деревня Кстоская (Кстово) с окружающими землями была отдана во владение Печерского монастыря». (стр. 213)
Однако ни в одном из источников конкретно не указан год появления Кстова, о котором можно судить лишь по предположениям различных авторов научных публикаций.
В 1341 году было образовано Великое Нижегородско-Суздальское княжество, которое просуществовало до 1392 года и расцвет которого все авторы относят к периоду правления Константина Васильевича (1342–1355), тем более что столицу княжества из Суздаля он перенес в Нижний Новгород в 1350 году.
Как отмечал доктор географических наук Лев Трубе в своей монографии «Как возникли географические названия Горьковской области», опубликованной в Горьком в 1962 году, в одних из первых строк «Нижегородского летописца», великий князь Константин Васильевич «повеле русским людям селиться по Оке и по Волге, по Кудьме и на мордовских селищах, где кто нипохочет». Но еще задолго до этого русские уже жили в пределах современной Горьковской области. (стр. 43)
«Сначала селились в Берёзополье (так в старину называлась местность между Окой и Кудьмой), затем, в ХIV–ХV веках, стали селиться и за Кудьмой – в Закудемском стане…» (стр. 44)
Председатель общества «Нижегородский краевед», доктор исторических наук, профессор Фёдор Селезнёв в своих научных исследованиях «История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХVI века», изданных университетом им. Н. И. Лобачевского в 2014 году, отмечает, что «подчинялись Золотой Орде и мордовские земли, жители которых в ХIII веке тесно взаимодействовали с нижегородцами… Южнее Нижнего Новгорода, за рекой Рахмой, начинались земли, сплошь населенные мордвой-эрзей». (стр. 55)
Он особо подчеркивает, что при князе Константине Васильевиче (1341–1355) Нижний Новгород «представлял собой богатый, стремительно развивающийся город» (стр. 74), а «земли между Кудьмой и Дальним Константиновом были заселены преимущественно мордвой». (стр. 78)
Кандидат исторических наук Давыдова А. А., анализируя границы Нижегородского уезда в конце ХVI–ХVIII вв. и их пространственные изменения, также считает, что «по имеющимся данным можно полагать, что в ХIV веке русские поселения уже окружали Нижний Новгород… с юга по рекам Рахме и Кудьме».
Кандидат исторических наук Грибов Н. Н. в своей публикации «О сельском расселении в Нижегородском Поволжье в период ХII – начала ХV века по данным археологии», опубликованной во втором выпуске Нижегородского альманаха в 1997 году, указал, что «условную дату начала активного освоения округи Н. Новгорода можно определить как вторую половину ХIII века». Этой датировке не противоречат результаты раскопок как двух периферийных поселений (крепости в селе Городец и селища Шава), так и одного селища из ближайшей округи города (селища Ближнее Константиново).
«К Нижнему Новгороду «тянуло» более 60 селищ, сосредоточенных в окружности с радиусом 25 км от города. Их костяк составляли поселения коренной Нижегородчины, водораздельной области Берёзового поля между реками Кудьмой, Окой и Волгой». (стр. 106)
Такой же точки зрения придерживался и Дмитрий Таловин в диссертации 2001 года на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341–1392) в системе земель северо-восточной Руси».
Заведующая сектором этнографии Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Ольга Гальцева считает, что поскольку время расцвета деятельности Константина Васильевича пришлось на середину ХIV века, когда столица княжества была перенесена из Суздаля в Нижний Новгород, именно «этот год можно считать временем возникновения Дальнего Константинова, которое упоминается в письменных памятниках с конца ХV века».
С учетом того, что, как считают известные историки и географы, заселение русскими мордовских земель проходило сначала в Берёзопольском стане (между Окой и Кудьмой), а затем в Закудемском стане (от реки Кудьмы до реки Сундовик), скорей всего, и Кстово в ХIV веке появилось в середине этого столетия.
Николай Филатов, доктор исторических наук, профессор, действительный член академии естественных наук Российской Федерации, в научном исследовании «Веси Нижегородского края (очерки историй сел и деревень Поволжья)», опубликованном в Нижнем Новгороде в 1999 году, пишет: «Заняв терраски крутого обрывистого правого берега Волги, живописно разбросало свои улочки и тупички древнее село Кадницы. Его подтверждаемая письменными источниками история восходит к середине ХIV века, к времени возвышения и расцвета среди земель Древней Руси самостоятельного Великого Нижегородско-Суздальского княжества (1341–1392). (стр. 167)
Он также констатирует, что первое упоминание об уже существующих Кадницах восходит к 1365 году». (стр. 169)
В кстовской газете «Маяк» от 2 августа 1994 года, освещая историю села Запрудного, Филатов говорит, что «в начале ХIV столетия оно принадлежало мордовскому князю Муранчику. После же основания в 1341 году Нижегородского-Суздальского великого княжества самый состоятельный нижегородский купец Тарас Петров откупил его вместе с обширными землями по берегам реки Сундовик, заселил село выкупленными из татарского плена русскими людьми».
Описывая историю села Ветчак в «Маяке» от 4 августа 1994 года, Филатов говорит, что «можно полагать, что именно в ХIV веке (а может быть, и ранее) на переправах через Кудьму-реку появилось постоянное поселение паромщиков и лодочников, так и целые посольские миссии, отряды воинов и обозы купцов». По мнению Филатова, село Татинец также основано в ХIV веке». («Маяк», 27 сентября 1994 года)
Как писал создатель и первый председатель общества «Нижегородский краевед», кандидат исторических наук Игорь Кирьянов в своей книге «Старинные крепости Нижегородского Поволжья», выпущенной Горьковским книжным издательством в 1961 году, крепости в Курмыше и Лыскове были возведены в ХIV веке, а Большое Мурашкино, которое находится на значительном расстоянии от Нижнего Новгорода, уже упоминается под 1377 годом.
Обсуждение темы будет продолжено на встрече в формате круглого стола. Мы соберем краеведов, архивариусов, музейных работников, ученых, любителей истории и попробуем разобраться, когда же появилось Кстово. Об этом читайте в одном из следующих номеров «Маяка».
Владимир ПАВЛОВ,
кандидат юридических наук, доцент
из архива «Маяка» и открытых источников